Главная страница / Наверх / Связь

 

 

 

 

 

...Но  ведь Апостолы, святые – они тоже были люди, и тем не менее, мы им верим.

 

Мы верим святым потому, что они уже совершили подвиг земной жизни и отошли ко Господу в обители Его. Святость их доказана и они канонизированы. То есть, их авторитет утвержден Церковью. Сказал некто из святых: «никого не ублажай прежде смерти».

 

              Потом необходимо сказать следующее. Духовника как выбирают? Первого попавшегося. Не испытывают его и себя долгое время, подходят ли они друг другу, нет. А так, случай подвернулся – и нашелся духовник. Найдя же себе таким образом духовника, делают из него идеала. А все люди, как известно, грешны. И вот этот идеал рано или поздно перед нами развенчивается. Может даже так получиться, что духовник поведет себя попросту недостойно. Бывает и такое. И кто опять виноват? А мы сами.

Как дальше история может развиваться? Ко всему прочему может примешаться нерадение в подготовке ко Св. Причащению. Вместо того чтобы трезвиться, человек смотрит телевизор и посещает театры, участвует в бессмысленных разговорах. К исповеди тоже не подготавливается как надо. Потом, уже причастившись, вместо того, чтобы хотя бы первые два дня провести в относительном безмолвии,  - рассеивает себя по всяким мелочам, теряя даже те плоды Причащения, что были. А в итоге что получается? И церковь такой человек посещает себе во осуждение, и причащается – тоже во осуждение. Результат этого какой? Еще большее духовное омертвение. Если, когда он только еще пришел в церковь, в нем действовала предваряющая благодать, то теперь благодать оказывается по нерадению утраченной. Что к этому еще прибавить? Плохая подготовка к исповеди. К человеку приходят сомнения и даже хульные помыслы. Он начинает с ними беседовать и их принимать. На исповеди об этом не говорит. Болезнь еще более прогрессирует. При этом сатана не дремлет и норовит подбросить какой-нибудь скверный источник информации, - какую-нибудь книгу или статью, которая бы еще более смутила. В этом отношении интернет – просто кладезь нечистот!

И вот в один прекрасный момент человек оказывается сломлен. Враг поймал его в свои сети…

Так ли это было у Вас? Быть может, и нет. Ведь каждый человек глубоко индивидуален. И рычажки, на которые нажимает враг, у нас индивидуальные.

Хочу привести пример. Опять из свт. Игнатия («Отечник»):

 

«Поведал авва Елисей, ученик аввы Исаии: В юности моей случилась мне болезнь, от которой я находился при смерти. Отец мой, прилагая особенное старание о моем излечении, ежедневно приглашал ко мне врачей. Врачи, потрудившись много, не успели ничего и, наконец, сказали отцу моему: юноша умрет прежде истечения трех дней. Отец мой, услышав это, был поражен скорбию. Обливаясь слезами, он поспешил в церковь святого евангелиста Марка и нашел там, как после сказывал, престарелого монаха. Увидев отца моего печальным, монах сказал ему: что с тобою, господин Прокопий? о чем скорбишь? Отвечал отец мой: Тот, кто открыл тебе мое имя, откроет и причину печали моей. Старец сказал: пойдем в дом твой. Старец, пришедши в дом наш, посетил меня и сказал отцу моему: приведи супругу твою. Мать моя была христолюбива и монахолюбива; отец же мой ненавидел монахов. Старец сказал ему: Бог ищет от тебя исполнения трех заповедей, и если сохранишь их, то он дарует жизнь сыну твоему. Отец мой сказал: свидетельствуюсь святым евангелистом Марком исполнить то, что ты мне заповедуешь. Старец сказал: вот пятнадцать уже лет, как ты прелюбодействуешь и блудодействуешь, скверня ложе жены твоей; за это Бог посек преждевременною смертию пятерых детей твоих. Второе: этого юношу не сочетавай браком, но предоставь ему вступить в монашество. Третье: с Ариянами и Феодосиянами не будь более в общении. Отец мой сказал ему: сохраню слова твои во все дни моей жизни. Старец помолился, и я выздоровел на третий день. После этого я прожил у отца моего три года. По истечении их отец мой обручил меня с племянницею жены игемона. Когда отец приготовлял все нужное к браку, лютый бес привязался к обрученной мне отроковице и начал мучить ее немилостиво. Родители ее и мой отец в продолжении семнадцати месяцев водили ее везде и всюду по церквам, подавая милостыню, даже приводили к волхвам и чародеям, но нисколько не успели: девица пришла в худшее состояние. С общего согласия и совета они приводят ее к отцу Макарию. Туда пошел и я с нею, и отец мой. Старец, взяв елей и сотворив молитву над ним, повелел матери девицы омыть ее и потом помазать елеем от главы до ног. Когда она была помазана, то бес начал взывать: горе, горе! Вышедши из отроковицы, он напал на меня и в семь крат сильнее мучил меня. Так я провел тридцать дней, жестоко мучимый бесом. И вот приходит тот старец, который прежде разговаривал с отцом моим и исцелил меня от болезни. Отец, увидев его, убежал от него. Старец, взяв меня, привел в свою келлию; препроводив всю ночь в молитве и коленопреклонениях, он отгнал беса от меня, потом остриг власы главы моей, облек меня в монашеский образ и вручил авве Исаии. Авва Исаия имел и другого ученика по имени Петр. Прожил я у аввы девять месяцев. Отец мой, услышав о случившемся со мною, послал ко мне четырех слуг, с семью верблюдами, обремененными всякого рода съестными припасами и овощами, послал и письмо. Взяв письмо и прочитав его, я заплакал. Отец Исаия, увидев письмо в руках моих, отнял его из рук моих и изорвал. Когда же я вознегодовал за это, - старец начал меня укорять в присутствии слуг отца моего. С этого часа объял меня бес ненависти, я не мог видеть старца, ни слышать голоса его; я смотрел на него, как на скомороха; слова его казались мне стрелами, мечем обоюдоострым. Стоя с ним на молитвах и бдениях, я проклинал его. От великой ненависти и омерзения, которые получил я к нему, несколько раз вставал ночью, чтоб убить его, но останавливался, опасаясь жившего с нами другого ученика Петра. Старец не преставал наставлять меня, иногда увещевая, иногда же и угрожая. Когда я шел причаститься св. Таин, то он мне возбранял и отгонял с укоризнами; также отлучал от трапезы, говоря: не дам тебе пищи, пока не скажешь: согрешил я, прости меня. Но я делал все напротив: крал, и ел тайно. Когда старец стоял на молитве, я сидел; когда он упражнялся в бдениях, я спал, когда он плакал, я смеялся: столько я был послушлив бесу! Бес начал мне показывать неподобные мечтания на старца в сновидениях: я, несчастный, верил этим мечтаниям, а потом начал часто наяву видеть то, что прежде представлялось мне во сне. Таким образом вкралась в меня доверенность к скверным и нечистым помыслам на старца, истекавшим из сердца моего и смущавшим меня, и я стал соглашаться с ними. Бесы смущали меня внутренне помыслами, а извне возбуждали меня, являвшимися мне привидениями, на ярость, гнев и огорчение. Бес гордости, или лучше сказать, погибели, содедался моим учителем; чему он научал меня тайно и сокровенно, то начал я произносить пред всеми. Сидя, говорил я себе в горести: кто этот льстец и лицемер низкого происхождения! я, будучи такого города и такого рода, сын благородных родителей, кипящих богатством, имеющих столько разного скота, соделался учеником, или в сущности рабом! предстою ему, как слуга; подаю воду на руки, приготовляю трапезу, ношу воду, собираю дрова, работаю ему как раб! он бы должен мне работать и повиноваться, а не я ему! сколько неприятностей, огорчений, скорби и печали, укоризн и бед я потерпел от него! сколько он принуждал меня алкать, жаждать, бдеть и лежать на голой земле! сколько он меня уничижал! сколько сделал мне зла! Когда бес внушал мне это, я более и более предавался гневу, почитая себя обиженным, пострадавшим много. Помысл говорил мне: уйди от проклятого и пребывай наедине в келлии, подобно всем отцам: он не монах и не христианин. От таких помышлений я начал снова видеть сны о старце, будто он играет с женщиною и скачет пред кумирами; вверившись снам, я утвердился в мысли, что старец - враг Божий и друг бесам. Вдали от Скита, расстоянием как бы в девяти стадиях, было Еллинское капище, среди которого стоял мраморный кумир. Старец имел обычай каждую субботу выходить из Скита и, сидя в капище, предаваться плачу; были там и гробы язычников. И показывалось мне во сне не однажды, но несколько раз, что старец приносит жертву и покланяется идолам, а я почитал сны эти истинными. Однажды, в час, в который старец обыкновенно уходил в капище, предупредив его, я вышел из келлии и спрятался внутри капища в кустарнике; вижу, идет старец, - впереди его женщина. Женщина вошла: вижу, она молится и поклоняется идолу; когда она окончила молитву, - вижу, старец пришел, поклоняется идолу, целует жену и впадает с нею в любодеяние. Потом старец возвратился в Скит, а жена - в луг. Это видел я семь раз ясно, и твердо уверившись в этом, начал садиться вне келлии и говорить братиям, приходившим к старцу пользы ради: братия! этот отец - блудник и идолослужитель; вы прельщаетесь, приходя к нему! Таким образом я говорил инокам, приходившим к старцу, в течении четырех месяцев. Но сколько я ни старался возбранить им приход к старцу, они, руководимые благодатию Божиею, продолжали ходить к нему. Видя это, я несчастный сокрушался и, воздевая руки на небо, восклицал: Господи! даруй мне терпение! Я, несчастный и страстный, думал, что терплю за правду, и, как делающий добродетель, говорил, воздыхая: слава Тебе, Боже! от какой чести в какое пришел я бесчестие, и чем сделался! и плакал[1]. Старец, видя меня в таком положении, говорил: чадо доброе! очисти твое сердце, смири твои помышления, возлюби смирение Христово, гнушайся гордости, и внимай себе. Когда он говорил это, - я гневался, огорчался и смущался; слова его казались мне разженными стрелами, снедающими меня. Когда сидел я с ним за трапезою, то пища казалась мне смрадом и я гнушался до того, что не однажды и не дважды, но и много раз отвергал ее. Помысл внутренне не преставал смущать меня, говоря: уйди из келлии старца, а если можно, и из Скита: смотря на этого старца, не возможешь спастись. Я говорил сам в себе: за что терплю такие страдания? в мире я не впал ни в блуд, ни в прелюбодеяние, ни в воровство, ни в убийство. Помысл, или правильнее, бес говорил мне: ты страдаешь по справедливости: ты оскорбил отца, матерь, сродников и друзей, оставил святых отцов, пришел иночествовать к этому обманщику, порочной нравственности, немилосердному и дерзкому. Бес внушал мне это и находил меня готовым к принятию скверных и злых помыслов; будучи погребен в тьме, я думал, что хожу во свете; будучи сатаною, почитал себя монахом, и вместо того, чтоб охуждать и осуждать себя, осуждал раба Божия. Когда я находился в такой буре от смущения помыслов, отец мой известил меня письмом, что мать моя умирает; приди, писал он, увидеться с нею прежде, нежели она умрет.

Прочитав письмо, я сказал отцу Петру: я ухожу; мне необходимо повидаться с моею матерью. Брат пошел и сказал об этом старцу. Старец, пришедши ко мне, начал говорить: "чадо доброе! пребывай здесь с терпением, ради Бога, оставя пристрастие к отцу и матери: мы имеем в Боге Отца и Матерь; промысл Его устроит и нам и родителям твоим полезное. Если же ты преслушаешь меня и пойдешь: то родителям не принесешь никакой пользы, а себя повредишь. Впоследствии будешь очень раскаиваться в твоем поступке, но поздно. Впрочем, отступление твое накажет тебя". Услышав это от старца, и, по действию бесовскому, воспламенившись гневом, я отвечал ему: обманщик, идолослужитель, блудник и прелюбодей! хочешь ли сделать меня подобным тебе идолослужителем и блудником? Старец отвечал на это: "благодать Божия в устах твоих, чадо!" Я продолжал кричать: обманщик! идолослужитель! так что многие из отцов стеклись на голос мой, и все старцы меня укоряли и проклинали. Я, наущаемый бесом, схватил мою одежду, разодрал ее во гневе сверху до низу и, бросив в лицо старцу, вышел нагой из келлии. Вошедши в келлию одного из старцев, украл у него праздничную одежду и отправился в Александрию. Я нашел матерь свою уже умершею, а отца больным. По истечении трех дней скончался и отец мой. В то время, как я заботился о оставшемся богатом наследстве и раскаивался в том, что принял монашество, настал вечер. Я лег на постель и, помышляя о Ските и об отце Исаии, со стенанием говорил: слава Тебе, Христе, Боже мой! Ты избавил меня от обманщика, лживого старца. Едва я произнес эти слова, как услышал голос, подобный грому. Голос проговорил: пагуба и всегубительство дому Прокопиеву! Тотчас поднялся ветер, и дом загорелся с четырех углов. Я вскочил в смущении и едва успел со всеми бывшими в доме выбежать из него: огонь со всех сторон обхватил его. Стеклись жители Александрии, но не могли подать никакой помощи: пламя пожирало и самые камни. Я стоял посрамленный и стыдился, помышляя о случившемся; от великой печали и уныния пошел в церковь святого Мины и повергся на помост церковный. Опять бес, приняв подобие мученика, сказал мне: знай, что виною всего случившегося с тобою - отец Исаия. Пришедши в себя, я сказал: точно! этот обманщик - чародей, и послал бесов попалить дом мой. Утром, встав, пошел я к патриарху и сказал: Владыко! отмсти за меня идолослужителю, отцу Исаии: он своим волхвованием сжег мой дом и все, что было в доме. Патриарх сказал мне: Немы да будут уста льстивыя, глголющия на праведного беззаконие (Пс. 30, 19). Когда патриарх произнес эти слова, я увидел мурина, который стал бить меня огненным жезлом и облек меня в железную броню; я упал к ногам патриарха, неистовясь. Тогда патриарх простер ко мне руку, и узы языка моего разрешились. Но семь месяцев провел я, мучимый лютым велиаром, и представляя собою для всех зрелище, достойное сожаления. Нужно было связывать меня железными цепями; я бил себя и всех меня окружавших, ел извержения человеческие. Христолюбивые люди, сожалея обо мне, одевали меня, потому что я скитался нагой, терзал плоть мою и одежду, муча себя и толкая встречающихся. От недостатка в пище, от грязи и нечистоты, в которых я лежал и валялся, тело мое покрылось струпами, подобно чешуе. Христолюбцы города Александрии, увидев некоторых отцов Скитских, привели их ко мне; но отцы, видя меня, не узнавали. Тогда христолюбцы сказали: это сын Прокопиев, принявший монашество у аввы Исаии. Отцы сказали: окажите любовь, доставьте его в Скит. Христолюбцы приискали проводника с верблюдом, дали ему золотую монету и, связав мне руки и ноги, отправили в Скит. Скитские отцы собрались в великую церковь, совершили всенощное бдение, молились о мне и, помазав все тело мое елеем, отгнали от меня беса; однако раны и струпы продолжали мучить меня. Тогда я, недостойный и грешный, рассказал им подробно все, случившееся со мною, всем поведал бедствие мое и умолял, чтоб явили мне милость: умолили старца принять меня на покаяние и не допустить ко мне нового искушения от беса. Старцы пошли и привели отца Петра, другого ученика аввы Исаии, бывшего со мною. Он, увидев меня лежащего, и тело мое, согнившее от ран и струпов (отцы, желая преклонить старца к милости и сожалению, сняли с меня одежду, в которой я был, и нагого положили на рогоже), повергся на меня, и не было конца слезам его. Я лежал в трепете, не смея и взглянуть на него. Поплакав довольно, отец Петр встал, взяв некоторых из отцов, пошел и привел отца Исаию. Когда я увидел старца, идущего ко мне, то воззвал: раб Божий, помилуй меня, прельщенного бесом! не оставь меня в совершенную радость и веселье душегубительному врагу! довольно я наказан, мучен был по справедливости! Старец, плакав довольно, сказал мне: чадо! познал ли, что падение бывает наказанием для гордых? Я сказал: познал, отец мой! познал из того, что случилось со мною, и научился из того, чему подвергся! я уверовал, что Господь правосудно воздает каждому по делам его. Старец, знаменовав меня крестным знамением, сказал: Бог, содетель всякой твари, да простит мимошедшее и да исправит будущее. Положили меня на одр и отнесли в келлию. Чрез несколько дней я исцелел благодатию Христовою и молитвами старца. Исполнились на мне слова пророка: броздами и уздою челюсти их востягнеши, не приближающихся к тебе (Пс. 31, 9). И опять: многи раны грешному (Пс. 31, 10). Отцы Скита, видя, что все случившееся со мною достойно быть написанным, призвали Пиония, искусного краснописца, и приказали мне с точностию и подробностию рассказать ему все. Краснописец, написав повесть, поместил в первой книге, в которой помещены статьи о мечтаниях и искушениях бесовских. После этого я уже пребывал с отцом моим Исаиею, во всем повинуясь ему»[2].

 

Авва Дорофей[3] в своих «Душеполезных поучениях» повествует: «Некогда в бытность мою в общежитии было мне такое диавольское искушение, что я стал было по движениям и по походке человека заключать о его душевном устроении, и со мною произошел следующий случай. Однажды, когда я стоял, прошла мимо меня женщина с ведром воды; сам не знаю, как я увлекся и посмотрел ей в глаза, и тотчас помысл внушил мне, что она блудница. Но лишь только пришел мне сей помысл, я стал очень скорбеть и сказал о сем старцу, авве Иоанну: “Владыко, что я должен делать, когда я невольно замечаю чьи-либо движения и походку, и помысл говорит мне о душевном устроении сего человека?” И старец отвечал мне так: “Что же? Разве не бывает, что иной имеет естественный недостаток, однако с великим усилием и трудами исправляет его? Потому и нельзя из этого заключать чьего-либо душевного устроения. Итак, никогда не верь своим догадкам, ибо кривое правило и прямое делает кривым. Мнения человеческие ложны и вредят тому, кто предается им”. И так с тех пор, когда помысл говорил мне о солнце, что это солнце, или о тьме, что это тьма, я не верил ему. Ибо нет ничего тяжелее, как верить своим мнениям. Это, если укоренится в нас, то доводит до такого вреда, что мы думаем действительно видеть вещи, коих нет и быть не может». Аминь.


 

[1] Заметьте, что слезы не всегда есть признак благодати, как учит этому о. Олег! Это очень важно.

[2] Святитель Игнатий (Брянчанинов). Собрание сочинений. Т.6. – М.: «Благовест», 2001. - с.153-161

[3] Дорофей Палестинский (конец б в. начало 7 в.) – святой, преподобный (память 5/18 июня). Человек высокой духовности, авва (настоятель монастыря) близ Газы, автор знаменитых "Поучений аввы Дорофея", которые и доныне являются одной из самых любимых учительных книг православных христиан.

 
 
 

 

Главная страница / Наверх / Связь

 

Rambler's Top100

Hosted by uCoz