Главная страница / Наверх / Связь

 

 

 

 

 

Мне очень понравились слова одного новомученика о том, что: или мы считаем, что Церковь – Непорочная Невеста Христова, или нет (что мы наблюдаем), и тогда все в ней ложь. Тогда недействительны таинства. И дело не в том, что  священник тоже человек, как многие говорят. Он человек, но он несет преемственность от Апостолов. И что, он думает, она у него есть и сохранится сама собой, если он уже не достоин ее?

 

Да, Церковь - свята. А мы – грешны. Мы, христиане, представляем из себя кающихся грешников. Любой человек, абсолютно любой имеет в себе грех, имеет в себе ложь, имеет в себе семя смерти. Вот что писал  про себя св. прав. Иоанн Кронштадтский: «я, грешный, в духовной жизни моей имею из ста частей по крайней мере семьдесят принадлежащими Богу, а только тридцать – диаволу»[1]. Слышите? Каково для Вас это признание? А если сам батюшка Иоанн, по его словам, тридцать процентов жизни имел принадлежащими дьяволу, то что же мы?

В том то и дело, что Господь «пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мар.2:17), а эти грешники – мы. И неужели видя беззакония, творимые некоторыми христианами, мы имеем право заключать о безблагодатности всей церкви вообще? Разве не было предателей даже среди Апостолов? Был один из двенадцати.

Св. Ефрем Сирин вот что говорит о Церкви: «вся Церковь есть Церковь кающихся, как не трудно видеть имеющему разум; вся она есть Церковь погибающих, как постигает сие глубокий ум мудрых»[2]. В то же время Церковь остается святой, ибо руководит Ею, является Ее истинной главой не папа и не Патриарх, а Сам Господь и Бог наш Иисус Христос. Ошибаются же и грешат даже и Патриархи, только паписты верят в непогрешимость папы в делах веры. Да, и Патриархи грешат, вот только исправлять их и вразумлять имеют право тоже только Патриархи[3]. В наше же время мы, уподобляясь начальнику всякой лжи и противнику Богодарованной нам иерархии, беремся осуждать иерархов Церкви, сами погрязая в греховной мерзости.

И вот, имея в себе грех, имея в себе ложь, мы приходим в Церковь. Мы становимся христианами, членами тела Христова. И что, мы сразу же превращаемся в святых? Наши грехи и наша ложь, наши страсти исчезают «яко не бывшие»? Нет, они остаются с нами и борют нас. Кто победит? Но в этой борьбе мы должны помнить, что мы хотя и грешные, но Божии, и что сами по себе мы ничего не можем…

Святитель Игнатий (Брянчанинов) поучает нас: «Усвоение Христу соделывается невозможным не только тогда, когда не оставляется человеком его греховность; невозможно оно и тогда, когда не оставляется человеком его праведность. От праведных своей праведностью отрицается Христос, отвергает их. Шедше, - говорит Он, - научитеся что есть? Милости хощу, а не жертвы: не приидох бо призвати праведники, но грешники на покаяние»[4].

 

А вот что говорит старец Паисий Святогорец:

 

«Также не должно восхищаться теми, которые очень хорошо и православно ставят церковные вопросы, когда сами еще недостаточно высоко стоят в церкви и смущают ее своими безрассудными крайностями или послаблениями.

Противоположные крайности всегда приносят вред Матери Церкви, и те, которые придерживаются их, сами страдают от этого, потому что два противоположных конца[5] обычно сильно ранят. Это похоже на то, как если бы одной крайности держался бесноватый, больной духовным бесстыдством (презрением ко всему), а другой — сумасшедший, у которого безумная ревность соединилась с узколобием. И тогда — упаси Бог! — сторонники двух крайностей постоянно будут сражаться друг с другом и не разберешься, кто прав, кто виноват[6].

Те, которые смогут сблизить эти две крайности, чтобы они соединились, увенчаются от Христа двумя нетленными венцами.

Не нужно создавать проблемы в Церкви и преувеличивать те небольшие человеческие нестроения, которые всегда в ней присутствуют, чтобы не причинить большего зла, чему лукавый только радуется.

Тот, кто, заметив небольшой беспорядок, начинает сильно возмущаться и изо всех сил порывается якобы исправить его (в порыве гнева), похож на бестолкового пономаря, который, увидев, что течет свеча, сразу же бросается к ней, желая якобы поправить ее. Но при этом он сметает на своем пути людей и подсвечники, создавая во время богослужения еще больший беспорядок.

К сожалению, в наше время много людей, возмущающих Мать Церковь. Те из них, которые имеют образование, приняли догмат умом, а не духом святых отцов. Другие, неграмотные, ухватились за догмат зубами, а потому и скрежещут зубами, когда берутся спорить о церковных вопросах. И так от всех них Церковь получает больший вред, чем от врагов Православия.

Те, которые оправдывают свою злобу тем, что они якобы должны обличать других, не желая обличать самих себя, или тем, что необходимо огласить то, что происходит в Церкви, — даже те вещи, о которых не принято говорить, и при этом ссылаются на заповедь: «Повеждъ Церкви»[7], — пусть начнут со своей малой церкви: семьи или братии. И если это покажется им хорошим делом, тогда пусть позорят и Мать Церковь. Хорошие дети, думаю, никогда не будут клеветать на свою мать. Но многие безрассудные православные, к сожалению, дают еретикам обилие полемического материала, и православные города и села захватываются иеговистами и прочими сектантами, которые постоянно расширяют свою миссионерскую деятельность.

Духовным, рассудительным отцам известно, что этой демонической деятельностью (выставлением на позор клира и Церкви) они многих сделали иеговистами. А также всему миру известно, что таким неправославным способом еще ни одного иеговиста не удалось сделать православным.

Благий Бог терпит нас с любовью и никого не выставляет на позор, хотя и знает, как сердцеведец, наше греховное состояние. Также и святые никогда не оскорбляли грешного человека перед другими людьми, но с любовью и духовной деликатностью тайным образом способствовали исправлению зла. Мы же, несмотря на то, что являемся грешниками, делаем обратное (как лицемеры)»[8].

 

               А теперь  я хочу сказать о благодати священнической. «О.» Олег учит о том, что если священник недостоин благодати священства, то она его оставляет, и таинства становятся недействительными (см. его ответ на вопрос №972). Я же решил показать Вам, что такое его учение есть ересь.   «О». Олег пишет про «мнение» его оппонента о том, что благодать действует и через недостойного священника: «Ты внимательно посмотришь на это свое мнение и попытаешься проследить, откуда оно у тебя взялось и из каких источников пришло, то не найдешь ничего верного и определенного. Где-то, как-то, от кого-то слыхал, где-то встречал или читал».     Что значит  «не найдешь ничего верного и определенного»? Я, к примеру, уже нашел очень много верного и определенного по этому вопросу. Что значат эти слова «о.» Олега, который постоянно ссылается на свое знание св. Отцов Церкви? Либо то, что он их в действительности не очень то и знает, либо то, что он намеренно скрывает истину, подменяя ее ложью. Вот он пишет в том же самом месте (в. №972): «Так вот, если за основу взять Богодухновенное мнение святых отцов, то от распространяемого тобой мифа (т.е. что благодать действует и через недостойных священников, - прим. А.С.) не останется ничего. Ты останешься в гордом одиночестве, противостоя своим мнением сонму Богоносных отцов Церкви». Вот так. А на самом деле все оказывается иначе, - «о.» Олег остается в гордом одиночестве. И вот еще доказательства его неправоты:   Учитель Церкви св. Афанасий говорит так: «Кто судит чужие грехи – Христу противник и антихристом называется, так как суд Христов восхищает. Если и видишь кого согрешающего, не осуждай, - не знаешь, как он жизнь свою окончит. Многие грешат явно, каются же тайно; мы же грехи их видим, а покаяния не видим. Поэтому, братие, да никого не осудим, да не осуждены будим! Паче же иерея да не осуждаем, хотя и видим его в чем-либо согрешившим. Если и Ангелом будет приносящий бескровную жертву, а ты недостойно к ней приступаешь, то и тогда грехи твои не очистятся» («Пролог» Март. 22). «Умоляю вас, никого не осудим, - учит тот же святой, - пока не приидет Праведный Судия, Который осветит тайное во тьме и откроет советы сердечные. Более же всего иерея Божия, когда о тайных или явных грехах его слышишь, не осуждай. Что осуждаешь пастыря, будучи овцой? Что фарисейски восхищаешь суд Божий, осуждая священнический чин, поелику тебе это не поручено, не предоставлено Богом? Поэтому никого не осуждай, особенно же святителя Божия» (Апр. 5). На основании слов Спасителя: «Все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте, по делам же их не поступайте» (Мф. 23, 3) - св. Иоанн Златоуст так учит: «Если иерей право учит, не на жизнь его смотри, но слушай учение его. И не говори, почему же он меня учит, а сам того не исполняет? - На нем лежит обязанность учить всех, и если он не исполняет, за это он Господом осудится, а если ты не будешь его слушать, также осудишься. Если не право учит, то не слушай его, хотя бы он был подобен ангелу по жизни, а если право учит, то не на жизнь его смотри, а на учение. Не дело, братие, овцам хулить пастыря; он за вас и за братии ваших каждый день службу творит; утром и вечером в церкви и вне церкви Бога о вас молит. О всем этом размыслите и почтите его, как отца. Но скажешь: «Он грешен и зол». Что тебе за дело? Если и добрый будет за тебя молиться, какая тебе польза, если ты неверен? А если ты верен, то тебе нисколько не повредит его недостоинство. Благодать от Бога подается: иерей только уста отверзает, а творит все Бог» («Пролог» 4 Февр.). Припомним еще и то, что св. пророк Илия, когда жил в пустыне, одинаково принимал пищу и от воронов, и от ангела (3 Цар. 17, 6; 19, 5-8); равным образом и все православные должны обращаться за благодатною помощью к своим пастырям, не взирая, каков тот пастырь, порочный или добродетельный: по Своей милости Бог нас спасает, а не потому, каков пастырь - совершитель Таинств (Тит. 3, 5). «И земледелец, крестьянин часто сеет пшеницу, рожь, ячмень, и другие семена грязною рукою, однако же, несмотря на это, при благословении Божием, нивы покрываются богатым урожаем» (Свящ. Дьяченко ч. 1, стр. 208).     Но укажем еще примеры из жизни подвижников Божиих. «Жил в пустыне Египетской угодник Божий Марк, который 30 лет пребывал в затворе. Для укрепления себя в подвигах, св. Марк весьма часто приступал к принятию Св. Тайн Христовых, и для этого приходил к нему священник, совершал службу, исповедовал Марка и приобщал его. Диавол позавидовал вере, терпению и усердию к молитве прп. Марка. Чтобы отвлечь его от этих добродетелей, диавол хотел прежде поколебать в нем доверие и уважение к отцу его духовному - священнику, сподоблявшему его Св. Тайн. И вот приводят к прп. Марку бесноватого человека, чтобы он помолился о нем. Бесноватый, по научению беса, начал говорить разные клеветы на священника, что он нечистой жизни и недостойный священства. Прозорливый старец познал искушение врага и молитвою изгнал беса, внушил исцеленному помнить слова Спасителя: «Не судите, да не судимы будете». Вскоре пришел священник для совершения службы, прп. Марк принял его с прежним почтением и радостью. Бог утешил незлобивого старца особым видением, в котором показал, что священник, на которого клеветал бесноватый, есть достойный священнослужитель. Когда священник приступил к св. алтарю, старец увидел, что с неба сошел ангел, положил руку на голову священника и он сделался подобен огнезрачному столпу. При этом прп. Марк услышал голос: «Что чудишься о сем видении? Если земный царь не попустит приблизиться к нему и служить ему вельможам в очерненных ризах, то кольми паче Царь небесный не очистит ли слуг Своих тайнодействующих и предстоящих престолу Его и не осенит ли их Своею небесною славою?» Об этом видении прп. Марк всем рассказывал, внушая воздавать почесть иереям, как предстоятелям за нас пред Богом и не осуждать их».

<…>

…Презирать и осуждать служителя Божия, значит не иметь должного почтения и к Самому Богу, давшему и поставившему на земле особых, близких Себе, мужей - пастырей, - вверивши им души прочих людей. Но разве они ангелы? Они такие же люди, как и мы все - они подобострастны нам. При том, если даже великие подвижники Божии не чужды были искушений, то мудрено ли пастырю среди мира и соблазнов, быть немощным? Но опять сказать, кто из нас может проникнуть в сердце человека, осуждая его прегрешения? «Глубоко сердце человека, - говорит св. Пророк Иеремия, - и кто познает его?» (гл. 17 ст. 9). Человеку это недоступно и никогда не по его силам. Один только Всеведующий знает все сокровенное в сердце человека и может произнести Свой суд: «Я, Господь, проникаю сердце и испытываю внутренности, чтобы воздать каждому по пути его и по плодам его» (Иерем. 17, 10). «Не смотри на чужие грехи, но на свое зло смотри, - учит св. Димитрий Ростовский, - потому что за чужие грехи ты не будешь отвечать, а за свои дашь ответ. Нет тебе никакой нужды рассматривать других: кто как живет, да как кто согрешает; на себя внимательно смотри; угождаешь ли ты Богу, творишь ли богоугодное, подражаешь ли житию святых, последуешь ли их стопам, приятно ли дело твое пред Богом». <…>«…Пастыря духовного всегда начинают осуждать люди порочные, которые не терпят его учения и наставления, как волки не терпят лая собак, и через них распространяется дурная молва о пастыре. А можно ли верить им? Всегда ли бывает верно то, что мы слышим от них о пастыре нехорошего? Кто не знает из нас, что народная молва быстро распространяет что-либо нехорошее, не проверяя, правда ли то или нет. И так часто вражда, злоба из ничего производит многое, большое! Часто даже догадку считают за правду, а нередко и доброе дело переворачивают на злое, на порок... Самое же лучшее зла не слушать, осуждения на пастырей не принимать, как и вообще осуждение на всякого ближнего. Ведь никто из нас не свободен от слабости и искушения, и может случиться, что мы сегодня осудим пастыря или кого-либо в грехе, а завтра сами согрешим в том же грехе, и тогда для нас двойное наказание. Если бы и на самом деле видели пред собою пастыря со слабостями, то и тогда должны остерегаться греха осуждать его: достоин он или недостоин - не наше дело, мы же от этого никакого убытка не понесем. Как не терпит вреда светлое облако, если оно покрыто грязью, а также и самый чистый бисер, если прикоснется к каким-нибудь нечистым и скверным вещам, так, подобно сему, и священство не делается оскверненным от человека, хотя бы приявший его, был и недостоин, - учит св. Ефрем Сирин. - Следовательно, если только мы будем достойны пред Богом, то Он сделает нам все нужное и пошлет Св. Духа через священников, хотя бы они были и очень грешны. А потому, если не хорошо живут пастыри духовные - Господь им будет Судьею, они за себя дадут ответ пред Богом, но мы их осуждать и унижать их достоинство не будем; да сохранит нас Господь от этого хамского греха! Наша святая обязанность: пастырей духовных уважать, почитать, любить, слушаться, повиноваться и благодарить их, - в этом да поможет нам Господь Бог!» 

А вот выдержки из творений св. священномученика Киприана Карфагенского[9]:

 «Так Господь Бог говорит во Второзаконии: и человек, иже сотворит в гордости, еже не послушати жерца... или судии, иже в тыя дни будет, да умрет человек той, и ecu людие услышавше убоятся и не будут нечествовати ктому (Втор. 17, 12-13).  А что эти Божественные слова с истинным и высочайшим величием Божиим произнесены с тем, чтобы священники Божий были почитаемы и отмщеваемы, видно из того, что Хорей, Дафан и Авирон, служившие священнику Аарону, как только дерзнули восстать на него, гордиться пред ним и считать себя равными начальствующему священнику, немедленно, будучи поглощены и пожраны разверзшеюся землею, восприяли наказание за святотатственную дерзость. И не они одни, но и прочие двести пятьдесят человек, участвовавшие в их возмущении, были пожраны нисшедшим от Бога огнем, чтобы стало очевидным, что священники Божий отмщеваются Тем, Кто поставляет священников. Также в книге Царств говорится, что когда иудейским народом оказано было презрение священнику Самуилу за его старость, как теперь тебе, Бог во гневе сказал: не тебе уничижиша, но Мене уничижиша (1 Цар. 8, 7), и в наказание за это воздвиг им царя Саула с тем, чтобы тот, угнетая их тяжкими неправдами, смирил и уничижил разными озлоблениями и наказаниями гордый народ; и таким-то образом было воздано этому гордому народу Божеское отмщение за уничиженного священника. Соломон, наставленный Святым Духом, тоже свидетельствует о священническом достоинстве и власти, давая наставление в следующих словах: всею душею твоею благоговей Господеви, и иереи Его чти. И еще: всею силою твоею... бойся Господа и прослави иерея. Помня эти заповеди, блаженный апостол Павел, как читаем в Деяниях Апостольских, - когда ему сказали: архиерею ли Божию досаждавши? отвечал: не ведах, братие, яко архиерей есть: писано бо есть: князю людей твоих да не речеши зла (Деян. 23, 5). Сам Господь наш Иисус Христос, Царь, Судья и Бог наш, даже до дня Своих страданий оказывал почтение архиереям и священникам, хотя они не имели ни страха Божия, ни познания Христа. Так, когда Он очистил прокаженного, то сказал ему: шед покажися иереови, и принеси дар (Мф. 8, 4). По смирению, которое внушал и нам, Он все еще называл иереем того, кого знал как святотатца. Также, когда во время страданий Его ударили в ланиту и сказали: тако ли отвещаваеши архиереови? Он не сказал ничего оскорбительного для лица архиерея, но только, защищая Свою невинность, отвечал: аще зле глаголах, свидетельствуй о зле: аще ли добре, что Мя бивши? (Ин. 18, 22-23). Во всех случаях поступал так терпеливо для того, чтобы и нам подать пример кротости и терпения. Будучи почтителен к священникам лживым, Он этим учил нас оказывать истинным священникам законное и полное уважение»[10].

   «Если написано, что досадителе Царствия Божия не наследят (1 Кор. 6, 10), и если Господь говорит в Своем Евангелии: иже речет брату своему: рака,  и иже речет: уроде,  повинен есть геенне огненной (Мф. 5, 22); то как могут избежать суда Бога мстителя те, которые взводят такие клеветы не только на братьев, но и на священников, удостоенных, по благодати Божией, такой чести, что всяк, не оказавший повиновения священнику  Божию и судии судящему в свое время, тотчас был умерщвляем?»

   Столько и таких и много есть других примеров, подтверждающих важность и власть священническую, происходящую от Божественного удостоения: какими же после сего ты считаешь тех, которые, враждуя против священников и возмущаясь против кафолической Церкви, не страшатся ни угроз предостерегающего Бога, ни мщения будущего суда? Ведь не от чего другого произошли ереси и родились расколы, как от того, что не оказывают повиновения священнику Божию и не признают наместником Христовым в Церкви одного священника и судии, поставленного на известное время: если бы, согласно Божественному учению, все братство повиновалось ему, то никто никогда не восставал бы против сонма священников, никто, после Божественного суда, после голоса народа, после приговора соепископов, не делал бы уже себя судиею, - не над епископом, но над Богом, никто не раздирал бы Церкви расторжением единства Христова, никто в угоду себе и по надменности не стал бы отдельно основывать новой ереси вне Церкви, и разве какой-нибудь человек святотатственной дерзости и потерянного ума мог бы думать, что священник бывает без изволения Божия, когда Господь говорит в Евангелии Своем: не две ли птице ценитеся единому ассарию? и ни едина от них падет на земли без Отца вашего (Мф. 10, 29). Когда, по слову Господа, ничто, даже самое малозначительное, не делается без воли Божией, то ужели кто-нибудь подумает, что важное и великое делалось в Церкви Божией без ведома или без воли Божией, и чтобы священники, то есть домостроители Его поставлялись не по Его распоряжению?[11] Это значит не иметь веры, которою мы живем; это значит не воздавать чести Богу, манием и волею Коего (как нам известно и как мы верим) управляется и производится все. Правда, иные делаются епископами и не по воле Божией, но это те, которые делаются вне Церкви, вопреки установлению и преданию евангельскому. Сам Господь говорит о том у двенадцати пророков: сами себе царя поставиша, а не Мною (Ос. 8, 4), и еще: требы их, яко хлеб жалости им: ecu ядущии тыя осквернятся (Ос. 9, 4). Чрез Исаию также Дух Святой громко вещает, говоря: горе, чада отступившая! Сия глаголет Господь: сотвористе совет не Мною, и заветы не Духом Моим, приложити грехи ко грехом (Ис. 30, 1). Впрочем (говорю, будучи вызван на это, говорю со скорбию, говорю поневоле), когда епископ поставляется на место умершего и, избранный в мирное время голосом всего народа, во время гонения осеняется Божественною помощию; когда, будучи тесно связан со всеми товарищами и уже заслуживши одобрение от своего народа в продолжение четырехлетнего епископства, он в спокойное время заботится о благочинии, а в мятежное время терпит изгнание за свое епископство; когда его, столько раз требованного на растерзание львам, в цирке, в амфитеатре почтенного свидетельством Божественного благоволения, в эти самые дни, как я пишу тебе письмо, по случаю жертвоприношений, которые нарочитым указом повелено народу праздновать торжественно, толпа своим криком снова требует в цирк ко льву, и на такого, возлюбленный брат, нападают еще какие-нибудь отчаянные и потерянные люди, поставленные вне Церкви, то явно, кто здесь нападает, именно не Христос, поставляющий священников и покровительствующий им, но враг Христа и противник Его Церкви; он преследует своими ковами предстоятеля Церкви для того, чтобы, по низвержении правителя, неудержимее и насильственнее приступить к разрушению Церкви. Никто из верных, возлюбленнейший брат, помня Евангелие и держась заповедей предостерегающего апостола, не должен возмущаться тем, что в последние времена некоторые гордые и непокорные люди и враги священников Божиих отступают от Церкви или восстают против Церкви; потому что Сам Господь и апостол Его еще заранее возвестили о явлении таких людей (2 Тим. 3, 1-9)»[12].

 «Если и оказываются в Церкви плевелы[13], то это не должно составлять препятствия для нашей веры или любви; нам самим не должно отступать от Церкви из-за того, что усматриваем в Церкви плевелы, а только нужно стараться о том, чтобы мы могли быть пшеницею и, когда начнут складывать хлеб в Господни житницы, могли получить плод по делу и труду нашему. Апостол в Послании говорит: в велицем же дому не точию сосуды злати и сребряни суть, но и древяни и глиняни: и ови убо в честь, ови же не в честь (2 Тим. 2, 20). Постараемся же, возлюбленнейшие братья, и, сколько можем, позаботимся о том, чтобы нам быть сосудами золотыми или серебряными. Право сокрушать глиняные сосуды предоставлено одному Господу, Которому дан жезл железный (Апок. 2, 27). Раб не может быть больше господина своего, и того, что Отец предоставил одному Сыну, никто не может присваивать себе, почитая для себя возможным носить лопату для отребления и очищения гумна или отделять, человеческим судом, все плевелы от пшеницы. Это было бы гордым упорством и святотатственным посягательством, на которое способно злобное неистовство. Присвояющие себе более господства, чем требует кроткая правда, изгоняются из Церкви; и нагло себя воздымающие, будучи ослеплены самою своею надменностью, теряют свет истины»[14]

     Подумайте над словами Спасителя: «Тогда Иисус начал говорить народу и ученикам Своим и сказал: на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи; итак всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают» (Матф.23:1-3)

 

Толкование блаженного Феофилакта:

 

«Тогда Иисус начал говорить народу и ученикам Своим и сказал: на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи. Итак, все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят и не делают. Когда Господь привел фарисеев в молчание и обнаружил их неисцельный недуг, тогда Он начинает говорить уже о них, о их жизни и поведении. Он наставляет слушателей не пренебрегать законными учителями, хотя бы те были и порочной жизни., Вместе с этим показывает Господь и то, что Он не только не противник закона Моисеева, а, напротив, хочет, чтобы требования сего закона исполнялись, хотя учители - люди недостойные. Он говорит: слова учителей принимайте, как слова Моисея, а точнее - Самого Бога. Ты спросишь: ужели же должно исполнять все, что они говорят, даже и дурное? На это скажу: во-первых, никогда учитель не дерзнет склонить другого человека ко злу. А затем, если даже и допустить, что какой-либо учитель решится склонять людей к порочной жизни, то таковой станет учить этому, конечно, не с "Моисеева седалища", то есть не во имя закона. Но Господь ведет речь о сидящих на Моисеевом седалище, то есть об учащих закону. Итак, должно слушать учащих закону Божию, хотя они сами и не поступают по нему».

 

              Вот еще слова св. Иоанна Кронштадтского:

 

« в таинствах все совершается ради благодати священства, которою облечен священник, ради Самого верховного Первосвященника - Христа, Коего образ носит на себе священник, - поэтому, хотя он и недостойно носит на себе сан, хотя и есть в нем слабости, хотя он мнителен, маловерен или недоверчив, тем не менее тайна Божия совершается вскоре, в мгновение ока. » lib.eparhia-saratov.ru/books/09i/ioannkr/life1/57.html  

 

          А вот еще интересный отрывок, из трудов митр. Антония Сурожского:

 

«Мне вспоминается рассказ из жизни святителя Филарета Московского о том, как в одной деревне был священник пьющий, а в другой деревне все жители спились, и местному священнику там было невмоготу. И Филарет подумал: соединю-ка пьяного священника с пьяным приходом, потому что я все равно ничего не могу для них сделать. Он так и поступил. Пьющий священник пришел в пьяную деревню, обратился к прихожанам и сказал: "Вот каково положение. Владыка отчаялся и в вас, и во мне: мы пьяницы. Но я, как священник, обязан совершать Божественную Литургию каждое воскресенье, в каждый праздник, и на Литургии причащаться, несмотря на то, что я пьяница. Так вот что я вам предлагаю: приходите и будем все вместе причащаться; вместе причащаться, плача над собой, каясь перед Богом о том, что мы недостойны подходить к Нему, но что мы верим в Его милость". И что же случилось? Из жития митрополита Филарета мы узнаем, что от изумления, от благодарности и от действия Святого Духа через таинство и непосредственно на их души, которые открылись Богу, вся деревня начала меняться; через какое-то время пьянство прошло: и священник стал трезвый, и жители деревни стали трезвыми. Вот пример. Они не постились, они не соблюдали строго устава, они пришли к Богу, потому что Он был единственный, Кто их сумел любить недостойными. Есть русская пословица: "Полюбите нас черненькими, беленькими нас всякий полюбит"... Вот так и бывает. И я убежден, что если человек по небрежности нарушает какие-нибудь правила, ему надо это ставить на вид. Но если он просто о них не знает или у него не хватает сил, веры, убежденности, что это необходимо или нужно, то надо ему дать опыт близости с Богом, а не требовать с него исполнения правил ».   http://www.pravmir.ru/article_943.html

 

А вот из «Отечника» Свт. Игнатия (Брянчанинова):

 

«К некоторому отшельнику приходил пресвитер из ближней церкви и преподавал ему святые тайны. Кто-то, пришедши к отшельнику, наговорил ему на пресвитера, и когда пресвитер по обычаю пришел, чтоб преподать святые тайны отшельнику, отшельник, объятый соблазном, не отворил ему дверей. Пресвитер, увидев это, ушел. И вот! последовал к отшельнику голос: восхитили себе человеки суд Мой. После этого отшельник пришел в исступление: он увидел как бы златый колодезь, и золотой сосуд, и золотую вервь, и воду особенно хорошего достоинства. Увидел он при этом какого-то прокаженного, который черпал воду и наполнял ею сосуд. Отшельник пожелал пить, но не мог, потому именно, что черпавший был прокаженный. И опять был к нему голос: почему ты не пьешь этой воды? что за дело до того, кто бы ни черпал ее? он только черпает и наливает в сосуд. - Отшельник, пришедши в себя и рассмотрев значение видения, призвал пресвитера и, как прежде, просил его преподать ему святое причащение». lib.eparhia-saratov.ru/books/09i/ignatii/otechnik/125.html  


 

[1] Св. праведный Иоанн Кронштадтский. Моя жизнь во Христе. – М.: «Благовест», 2001. – с.41.

[2] Св. Ефрем Сирин. Творения. Т 4. – М.: «Отчий дом», 1995. – с. 142

[3] см. Дионисий Ареопагит. Послание Димофилу служителю, глава 4. Там об этом очень хорошо сказано.

[4] Святитель Игнатий (Брянчанинов). Собрание сочинений. Т.4. – М.: «Благовест», 2001. - с.224.

[5] Игра слов. Употребленное здесь греческое слово «йкро» имеет значения «крайность» и «конец», «край».

[6] Игра  слов.   Здесь  употреблено  идиоматическое  выражение, означающее буквально «не найдешь конца».

[7] Мф. 18,17.

[8] Старец Паисий Святогорец. Письма. Свято-Троицкая Сергиевая Лавра, 2001. – с.121-123.

[9] «Творения священномученика Киприана Карфагенского представляют собой одну из самых драгоценных жемчужин древней святоотеческой письменности. Они отражают тот славный период истории древней Церкви, когда она, гонимая и преследуемая, явила миру великий сонм святых мучеников и подвижников благочестия. Одним из них и был свщмч. Киприан, который в своих сочинениях запечатлел дух горячей веры и ревностной преданности истине Христовой, характерный для первохристиан. Его послания и трактаты посвящены преимущественно вопросам духовно-нравственной жизни, проблемам церковного устроения и пастырского богословия. Ясность и чистота личности священномученика, его высокий нравственный облик и глубина его христианского миросозерцания нашли в них яркое выражение. И не случайно блаж. Иероним охарактеризовал эти творения следующим образом: «Блаженный Киприан течет как тихий ручей с водой, самой чистой и приятной»» (из предисловия к книге).

[10] Творения св. Киприана епископа Карфагенского. - М.: «Паломник», 1999. – с.424, 425.

[11] Т.е. любой священник стал таковым только потому, что такова была воля Божия. И потому благодать действует через него, даже если он и очень грешен, но только если он НЕ ЗАПРЕЩЕН в священнослужении. Только церковное запрещение, налагаемое Высшей Церковной Властью, лишает священника благодати священства.

[12] Творения св. Киприана епископа Карфагенского. - М.: «Паломник», 1999. – с.550-553

[13] Ср. со словами Евангелия: «Другую притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем; когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушел; когда взошла зелень и показался плод, тогда явились и плевелы. Придя же, рабы домовладыки сказали ему: господин! не доброе ли семя сеял ты на поле твоем? откуда же на нем плевелы? Он же сказал им: враг человека сделал это. А рабы сказали ему: хочешь ли, мы пойдем, выберем их? Но он сказал: нет, чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы, оставьте расти вместе то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в снопы, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою.» (Матф.13:25-30)

[14] Творения св. Киприана епископа Карфагенского. - М.: «Паломник», 1999. – с.512

 
 
 

 

Главная страница / Наверх / Связь

 

Rambler's Top100

Hosted by uCoz