Главная страница / Наверх / Связь

 

 

 

 

 

О дополнительных правилах

Посланием Тарасия оканчивается основной канонический сборник православной церкви. За ним следует упомянутое дополнение, а именно:

1. Каноникон Иоанна Постника († 595) ). Иоанн сделался константинопольским патриархом в 582 году и был особенно уважаем в народе. За свой всегдашний строгий пост он был назван "Постником" (Νηστευτής, Jejuniator). Из сочинений Иоанна Постника для церковного права имеет значение его Каноникон, в котором он наставляет исповедников как поступать при исповеди и как должно применять соответствующие правила за разные грехи ). В течение целого ряда веков эта книга была в большом уважении. В XIV в. Властарь составил из нее руководство для исповедников ); и эта руководственная книга Властаря, составленная из Каноникона Постника, перешла в греческие канонические сборники, прежде всего в Пидалион, а затем в Афинскую Синтагму ). Каноникон Иоанна Постника послужил основою для Номоканона, который находится при славянском Большом требнике.

2. Правила Никифора Исповедника († 818) ). Никифор сделался патриархом константинопольским в 806 году и управлял церковию до 815 года, когда был низвержен с кафедры иконоборческим императором Львом Армянином за то, что хотел остаться верным определениям VII всел. собора, и в заточении умер. Некоторые из многих его сочинений имеют значение для церковного права. Нам известны: а) ο первых (6) вселенских соборах ), б) канонические предписания ο разных предметах ), в) правила, извлеченные из его типика ), и г) правила, извлеченные из церковных постановлений, которые он вместе с другими святыми отцами издал ). Из всех правил Никифора Властарь собрал 37 главных, которые вошли в Пидалион, а по другой рукописи 38 вошло в Афинскую Синтагму. Прибавлено в том и другом сборнике еще 7 правил, затем в Афинской Синтагме еще 9 из общих церковных постановлений Никифора, и 17 канонических вопросов и ответов из одного его канонического послания ). В Кормчую (57 гл.) вошли 23 правила, собранные Властарем ).

3. Синодальные ответы Николая константинопольского. Во время этого патриарха (1086-1111) ), святогорские (афонские) иноки обращались к константинопольскому патриаршему синоду с разными вопросами церковно-служебного характера. Решение этих вопросов представляют упомянутые ответы ). В Пидалионе, равно и в Афинской Синтагме содержится 11 вопросов и столько же ответов, а в этой последней еще и толкования на отдельные ответы. В Кормчей (53 гл.) 20 вопросов и ответов с особым заглавием, совсем иным, чем в остальных изданиях ).

4. Канонические определения: а) Василия великого ο постоянстве в добре, извлечение из послания Василия никополянам ), б) Иоанна Златоустаго об исправлении преступников ), в) ο времени принятия св. Таин: α) один канонический ответе св. Анастасия ), β) каноническое определение Василия великого, содержащееся в его послании πρός Καισαρίαν Πατρικίαν ) и γ) определения ο том же предмете в толкованиях Иоанна Златоустаго на послания ап. Павла к ефесеям и евреям ); г) ο том, как должен вести себя священник в церкви, - наставление Василия великого священникам ).

Указавши источники всех правил, как основных, так и дополнительных, мы приступаем теперь к изложению этих правил с соответствующими толкованиями.

 
 

 

Главная страница / Наверх / Связь

 
Hosted by uCoz