|
Господь
ведь видит, что мы хотим истинного Причастия, истинной Церкви, а не по
лености не идем в РПЦ. Он, наоборот, ценит, что мы не хотим
смешать истину и ложь, бережемся.
Вы должны
учесть также то, что Бог попускает впадать в ересь гордым, тем, кто имея
в себе ложь, верит своим чувствам. Ведь сколько ересей было за 2000 лет!
Вы думаете, что еретики не уверены в своей праведности? Вспомните о
расколе при Патриархе Никоне.
««Время
близъ есть»,.. Все первое поколение ‘расколоучителей’
живет в этом элементе видений, и знамений, и предчувствий, чудес,
пророчеств, обольщений... Это были скорее экстатики, или одержимые, не
педанты…, „Видим, яко зима хощет быти: сердце озябло и ноги
задрожали"... Достаточно перечесть задыхающегося в волнении Аввакума.
„Какой тут Христос. Ни близко. Но бесов полки"...И
не для одного Аввакума „Никонианская" Церковь представлялась уже
вертепом разбойников. Это настроение становится всеобщим в расколе:
„суетно кадило и мерзко приношение"...
<…>
Именно
апокалиптическим восприятием происходившего
и объясняется вся резкость или торопливость
раскольничьего отчуждения. „Паническое изуверство", определяет
Ключевский. Но паника была именно о
„последнем отступлении"... Спрашивается, как создалось и сложилось
такое впечатление, чем был внушен и оправдан этот безнадежный
эсхатологический диагноз: „яко нынешняя церковь несть церковь, тайны
божественныя не тайны, крещение не крещение, писания лестна, учение
неправедное, и вся скверна
и неблагочестна"...
Розанов однажды сказал: «Типикон спасения, — вот тайна раскола,
нерв его жизни, его
мучительная жажда»... Не следует ли
сказать скорее: спасение, как
типикон... И не в том смысле только, что книга
„Типикон" необходима и нужна для спасения. Но именно так: спасение и
есть типикон, т. е. священный ритм и уклад, чин или обряд, ритуал
жизни, видимое благообразие и
благостояние быта... Вот этот религиозный
замысел и есть основная предпосылка и источник
раскольничьего разочарования... Мечта раскола
была о здешнем Граде, о граде
земном, — теократическая утопия, теократический хилиазм».
Видите?
Раскольники в свое время ошиблись. И люто поплатились. Вот как бы и нам
не впасть в ту же яму. Прочтите вот это:
Архимандрит Рафаил (Карелин)
(из книги «Церковь и мир на
пороге Апокалипсиса»)
О ЦЕРКВИ И РАСКОЛЕ
Вопрос.
Что такое Церковь?
Ответ. Наиболее глубокое, существенное и, мы сказали бы,
всеобъемлющее определение дал апостол Павел в Послании к Ефесянам:
Церковь - это Тело Христа Спасителя, Главы, наполняющего все во всем
(Еф. 1, 22).
Вопрос. Что значит это определение? О каких свойствах Церкви оно
говорит?
Ответ. Церковь - живой организм. Это благодать Божия, объемлющая
собой все разумные творения, пребывающие в благодати через послушание,
покорность и преданность ей. Церковь вечна и божественна, как действие
вечных Божественных энергий, как свет, льющийся из глубин Триипостасного
Божества. И вместе с тем Церковь сотворена, так как она объемлет собой
творения Божии, созданные во времени. Цель Церкви - осуществить единство
между Творцом и Его творением, возвести мир из его ограниченного и
условного бытия в свободу и полноту Божественной жизни, в приобщение
Божественных совершенств.
Церковь - Тело Христа, следовательно, она едина как в земном, так и
в космическом измерениях. В Псалтири космос сравнивается с ризой -
одеждой Божества, а в Новом Завете Церковь названа мистическим Телом
Христа Спасителя. Святые Отцы говорят, что Господь создал Вселенную ради
Церкви.
Итак, первое свойство - это единственность Церкви.
Второе - Церковь всемирна и универсальна. Земная Церковь
органически соединена с Небесной Церковью. Через Церковь преодолевается
двойственность (диада) духа и материи, и космос одухотворяется в своем
будущем преображении. Церковь - Тело Главы, Того, Кто объемлет Собой
все. Следовательно, путь в Небесную Церковь лежит только через земную, а
точнее - это два аспекта одной Церкви. Церковь - живой организм, а живой
организм невозможно создать искусственно. Невозможно создать
искусственным лабораторным путем живую клетку из химических элементов
клетки, и так же невозможно искусственным путем на основе догматов,
канонов, обрядов и совокупности того, что мы знаем о Церкви, создать
новую Церковь. Все это будут мертвые теоретические построения, манекены
и куклы, лишенные жизни. Христианская Церковь - это не создание
человеческого интеллекта или даже религиозного гения, а вечная жизнь,
данная Духом Святым в день Пятидесятницы.
У нетленного Главы Нетленное Тело, поэтому Церковь не подлежит
смерти или рождению. Она одна и та же, и в Божественной благодати
тождественна себе самой!
Апостол Павел в Послании к Евреям сравнивает Церковь с Небесным
Иерусалимом, где обитают вместе ангелы и души праведников.
Вопрос. Какие еще определения Церкви содержатся в Новом
Завете?
Ответ. Апостол Павел в Послании к Ефесянам говорит о том,
что Церковь - "Невеста Христова". Образ Церкви-Невесты является главным
содержанием ветхозаветной книги "Песнь песней", которую древние экзегеты
сравнивали со святая святых ветхозаветного храма.
Вопрос. Что означает этот символ?
Ответ. Вечную, всецелую, неизменную, непоколебимую любовь
Божества к Церкви Его.
Невеста - единственная любовь своего небесного Жениха. Она
сонаследница Его величия и славы. По словам священномученика Киприана,
только Церкви обещано царство вечного света, вечного богообщения. В
"Песни песней" написано: Ты прекрасна, возлюбленная моя, и пятна нет на
тебе (Песн. 4, 7). Прекрасна благодать Божия, обитающая в Церкви; души,
в которых вселяется благодать, становятся прекрасными и ангелоподобными.
Невеста единственна. Те "другие", которые захотят похитить ее имя, -
только жалкие блудницы; она -возлюбленная. Человек может изменить своей
любви, а любовь Бога крепче ада и смерти - она неизменна. В Церкви нет
пятна или порока, поскольку Церковь - прежде всего невидимая сила,
преображающая мир. Солнечный свет, озаряя землю, остается чистым, хотя
бы его лучи падали в болота и выгребные ямы.
В "Песни песней" есть таинственные слова: Положи меня, как печать,
на сердце твое, как перстень, на руку твою (Песн. 8, 6). Печать - знак
неизгладимой любви. Церковь всегда в памяти Божией, в свете Его истины.
Когда мы говорим: он близок сердцу, то подразумеваем самое близкое
духовное единение, одна душа как бы отображается в другой. Царская
печать не может быть стерта, не может быть разрушена, искажена и
подменена. Церковь едина. Другая церковь - это уже поддельная печать,
это преступление против "Невесты Христовой", это ложь против обетования
Божественной любви.
Перстень - знак вечности. Перстень - знак, которым обмениваются при
обручении жених с невестой, залог любви, у которой нет конца, в которой
не может быть перемены. Перстень при обручении - это клятва, что не
будет второй невесты, что любовь неразделима, что измена подобна муке
ада.
Десница Божия - это действие благодати в мире. Перстень на деснице
Божией - знак того, что все деяния Божии, от самого мироздания до
бесконечного преображения мира, совершаются для Церкви, так как в Церкви
скрыта цель всего мироздания. По словам апостола Павла, Церковь - столп
и утверждение истины (1 Тим. 3, 15). Столп означает непоколебимость
Церкви, ее вечное пребывание в истине. Истина - не только учение Церкви,
истина - сама ее жизнь; истина - это благодать, которая действует в ней
со дня Пятидесятницы. Истина - это непрестанно совершающаяся
Пятидесятница в богослужениях и таинствах Церкви. Поэтому Церковь не
может быть построена искусственно. Поэтому все ереси и расколы (пусть не
для самих раскольников), называются не церковью Божией, а человеческими
именами. Об этом писал уже священномученик Ириней Лионский во II веке.
Церковь - утверждение истины. Истина утверждается через действие
Духа Святаго на человеческое сердце. Дух Святый дает человеку
непосредственное свидетельство, внутреннюю достоверность, что учение
Евангелия - истина. Но в то же время Церковь является хранительницей
вероучения, поэтому верить в Церковь - это принимать то, что она
принимает, и отвергать то, что она отвергает. На главный столп опирается
вся тяжесть здания, а на Церковь Божию - тяжесть всей вселенной.
В древности цари после военных походов воздвигали из каменных плит
или цельного гранита столпы, на которых писали об одержанных победах над
врагами в память своим потомкам. А на Церкви - вечные письмена о том,
как Христос победил сатану и ад и как христианин может стать победителем
в духовной битве.
Апостол Павел и апостол Иоанн Богослов называют Церковь и Царство
Божие Небесным Иерусалимом, где обитают вместе ангелы и души святых.
Иерусалим означает "мир Божий", мир как духовное единство в любви и
благодати. Мир - это Бог, обитающий в своих творениях.
Вопрос. Что такое раскол?
Ответ. Само слово "раскол" означает разделение,
расчленение, дробление, отторжение части от целого. Раскол - это грех
против любви, на которой основано единство. Где нет любви, там не может
быть благодати.
Раскол имеет три плана: экклезиологический, психологический и
оккультный. Экклезиологический план - неверие в обетование, которое
Спаситель дал Церкви, дерзкое разрушение всех церковных канонов, попытка
создать новую "церковь" без святой Пятидесятницы. Психологический план -
гордыня, властолюбие и непослушание. Оккультный план - противостояние
благодати Божией, действующей в Церкви.
Вопрос. Мы хотели бы рассмотреть раскол с точки зрения
экклезиологической. Раскольники утверждают, что как раз они являются
единственно истинной церковью, и все перечисленные выше свойства Церкви
относятся к их общине. В чем основная ошибка раскольников?[1]
Ответ. Раскольники игнорируют соборный принцип и
иерархическую структуру Церкви. Они считают, что при наличии
единомысленного с ними архиерея можно искусственно создать новую
Церковь. Но от большего происходит меньшее, а высший благословляет
низшего; епископ получает благодать своего сана от Церкви,
следовательно, он не равен Церкви, а меньше ее, поэтому он со своими
сторонниками не может создать, как бы сочинить новую Церковь. В
противном случае епископ был бы больше Церкви.
Вопрос. Как понять зависимость епископа от Церкви?
Ответ. Епископа избирает собор епископов поместной Церкви, который
уполномочивает совершить хиротонию нескольких архиереев как своих
представителей. Епископа судит собор епископов, который может лишить его
кафедры, запретить к служению, извергнуть из сана. Кроме того, епископ
подчинен старшему в области епископу (митрополиту или патриарху).
Вопросы, касающиеся церковной жизни, решает Синод, а в некоторых случаях
Собор. Человек, находящийся на иерархической лестнице, может передать
другим меньшее, чем имеет сам. Поэтому епископ, будучи меньшим, чем
Церковь, не может создать Церкви. Порывая общение с Церковью, он
лишается того, что дала ему Церковь. Поэтому раскольничий епископ не
может совершать ничего священного.
Вопрос. Верно ли раскольники говорят, что Церковь - это
чистота вероучения, которую, по их мнению, сохраняет их община?
Ответ. Чистота вероучения - необходимое свойство Церкви, но
еще не Церковь. Иначе новозаветная Церковь строилась бы постепенно в
течение трех с половиной лет Евангельской проповеди Христа Спасителя и
была бы завершена Его последней прощальной беседой. Но Церковь была
создана в день Пятидесятницы, во время схождения Духа Святаго на
Апостолов. Господь перед Своими страданиями обещал Своим ученикам
ниспослать им Духа Святаго, Который будет наставлять их на всякую
истину.
Христианское вероучение - не абстрактная доктрина, а действие Духа
Святаго - Духа Истины Церкви, где вероучение неразрывно с литургикой и
иерархической преемственностью. Церковь хранит чистоту веры в единстве
любви, в единстве между поместными Церквами, в единстве небесной и
земной Церквей, в единстве народа и иерархии. Это единство является
непременным условием для действия в Церкви Духа Святаго, Который есть
Хранитель Истины, Учитель Истины и Сам - абсолютная, совершенная и живая
Истина. Отпадение от Церкви раскольников во имя догматического
правдоподобия, основанного на личных мнениях, влечет за собой потерю
Духа Истины. Поэтому всякий раскол - это область духовного мрака,
пустоты и лжи, где не может существовать и сохраняться ни единство
любви, ни вероисповедальная чистота.
Вопрос. В чем выражается единство Церкви в ее земном плане?
Где конкретный, видимый принцип этого единства?
Ответ. В соборности как выражении сознания всей вселенской
Церкви, которая, по словам апостола Павла, имеет "ум Христов". Каждый
раскол - это борьба против Церкви и прежде всего противопоставление
своего группового, в сущности, замкнуто-сектантского мышления соборному
разуму. Трагический пример противопоставления себя вселенской Церкви
представляет история Римской кафедры. Многие считают, что причиной ее
падения была латинская ересь "филиокве" и другие несовместимые с
Православием отклонения, но они являлись скорее следствием, чем
причиной. Причина - желание поставить себя над вселенской Церковью,
игнорирование соборного мышления как принципа сохранения истины. Именно
поэтому частные ошибки и отклонения, которые были бы исправлены в
соборном единстве, вошли в практику и сознание Рима, а затем были
догматизированы. Всякий раскол - это претензия части представлять собой
все целое.
Церковь - это живое
тело, поэтому часть, отторгнутая и вырванная из организма, становится
мертвым, гниющим куском.
Вопрос. Раскольники говорят, что у них есть свой епископат,
свой синод, следовательно, есть и своя соборность?
Ответ. В начале каждого раскола мы видим непослушание и
восстание против Церкви. Из самоволия не может возникнуть соборности, а
от запрещенного епископа - иерархии. Один из Отцов писал, что диавол -
это обезьяна Бога. Мы можем сказать, что раскол - это обезьяна Церкви.
Вопрос. Раскольники ссылаются на пример преподобного Максима
Исповедника: когда его убеждали вступить в евхаристическое общение с
еретиками и говорили, что все патриархи приняли монофилитство, тот
ответил, что если весь мир примет ересь, то он все равно останется с
истиной. Верно ли раскольники на основании этого делают заключение, что
одному человеку во всем мире можно хранить истину?
Ответ. Преподобный Максим сказал - "если весь мир", но само
слово если свидетельствует о том, что он вовсе не допускал этого, оно
означает, что фраза условна. Здесь риторический прием, когда гипербола
подчеркивает и усиливает мысль о том, что истина выше всего, в том числе
евхаристического общения с царем и патриархами, принявшими ересь. Здесь
еретики пытались обмануть преподобного Максима, говоря, что вся
вселенская Церковь приняла монофилитство, и он ясно видел эту ложь.
Ересь приняли только Константинопольский и Антиохийский патриархи, а
Иерусалимский патриарх и Римский папа сразу же отвергли ее.
Александрийский патриарх принял ересь временно, по ошибке, а затем,
убежденный Максимом Исповедником, вернулся к Православию. В
Константинопольской и Антиохийской Церквах большинство епископов,
священников и мирян оставалось православными. Поэтому на VI Вселенском
Соборе ересь монофилитства была отвергнута и осуждена. Преподобный
Максим Исповедник отказался от совместного причастия с лицами, которые
явно и всенародно приняли ересь, а в его лице пытались найти себе
поддержку.
Преподобный Максим Исповедник, посвятивший свою жизнь борьбе с
ересью, никогда не отождествлял вселенскую Церковь с еретиками и не
пытался создать свою собственную Церковь.
Вопрос. Раскольники ссылаются на правила Константинопольского
Собора (называемого Софийским по имени кафедрального собора) о том, что
с епископом, учащим народ ереси, следует прервать молитвенную связь и не
поминать его имени на литургии.
Ответ. В правилах Собора нет никакого основания для раскола
как выхода из Церкви и образования новой иерархии, напротив, обвинители
епископа должны обращаться с жалобой к местному собору и ожидать его
решения. Если суд малого собора не удовлетворил какую-нибудь из сторон,
то она может принести жалобу или апелляцию к большему - окружному
собору, но до этого подчиниться решению первого суда епископов.
Неподчинение соборному суду навсегда лишает права обращаться к высшей
инстанции, так как само неповиновение становится обвинительным
приговором. Что касается разрыва молитвенного общения с
иерархом-еретиком, то здесь предполагается учение ереси в проповедях,
которые являются органической частью богослужения, учение о ереси как о
церковном догмате, упорство в еретическом мнении, несмотря на увещания
со стороны епископов-собратьев. Разрыв молитвенного общения с архиереем
- это временная мера до решения собора, который должен или оправдать
архиерея, или отлучить его от Церкви, или принять от него покаяние. В то
же время правило Софийского Собора запрещает выходить из повиновения
епископа по причине личных подозрений. Все церковные каноны основаны на
вере в то, что Дух Святый - Дух Истины - всегда будет пребывать в
Церкви, и поэтому вселенская Церковь не может впасть в ересь и лишиться
спасительной благодати. Ни одно правило святых Апостолов, Вселенских и
поместных соборов не содержит даже намека на то, чтобы чистоту догматов
можно было бы сохранить через ломку церковной структуры.
Вопрос. Раскольники говорят, что у них свой епископат и своя
Церковь. Что Авксентий [2],
имя которого они носят, был епископом православной Церкви, а когда
Церковь впала в ересь, то он и его последователи сами стали Церковью.
Ответ. Мы уже сказали, что епископ получает свою благодать
от Церкви через хиротонию - как меньший от большего, поэтому своей
благодатью он не может создать Церковь, то, что больше него. Епископ,
запрещенный Церковью и при этом совершающий служение, уже
святотатствует, ворует и похищает священное у Самого Бога.
Вопрос. Раскольники называют себя "православной
североамериканской греческой Церковью". Что это значит?
Ответ. Церковь не абстракция, а реальность. Каждая церковь
имеет свой статус. О какой Церкви говорят раскольники? Если она
автономная, то кто ей дал автономию? Если автокефальная, то какие
поместные Церкви признали ее? Если она вселенская, то как может она
именоваться по имени народа и региона? Значит, это Церковь с неизвестным
Православию, несуществующим и ложным статусом. Но так как раскольники
считают ее единственно православной во всем мире, то в их глазах она
должна быть "вселенской" Церковью, а название североамериканская
греческая - временное прикрытие, нужное для того, чтобы скрыть и
замаскировать свою претенциозность и явную нелепость. Если они -
вселенская Церковь, то их архиерей должен обладать властью главы
вселенской Церкви, то есть быть "папой Православия", так как соборность
здесь невозможна. Соборность - то качество Церкви, которое присуще ей
всегда, а не создается по мере умножения архиереев. Если же они будут
утверждать, что внутри их раскола существует принцип соборности, то
значит, каждое их собрание будет представлять всю полноту вселенской
Церкви и равняться Вселенскому Собору, который может принимать и
утверждать догматы, образовывать поместные Церкви и так далее. Если они
- вселенская Церковь, то, значит, они могут дать своему представителю в
Грузии звание католикоса-патриарха или экзарха. А так как в настоящее
время существует около 10 раскольничьих группировок, из которых каждая
считает себя истинно православной Церковью, то в Грузии могут появиться
сразу же несколько экзархов и несколько патриархов, и мы можем быть
свидетелями той картины, которая раньше могла происходить в доме
умалишенных, где несколько человек в одной палате утверждают, что каждый
из них Юлий Цезарь или Александр Македонский. А так как каждый раскол
имеет тенденцию к распаду и дроблению, причем каждая часть также считает
себя единственно православной, то число архиепископов, экзархов и
патриархов может увеличиваться в геометрической прогрессии. В этот
бедлам хотят загнать верующих людей, потерявших чувство ответственности
перед Церковью.
Вопрос. Раскольники представляют обвинения, которые нам
кажутся серьезными.
Ответ. Ошибки, грехи и несовершенства присущи всем людям, какое бы
положение они ни занимали. Как раз поэтому православная Церковь считает
притязания Римского первосвященника на безгрешность в вопросах веры и
благочестия абсурдными. Но Церковь и иерархия - это настолько великие
дары Божии, что не могут быть поставлены в зависимость от человеческих
немощей и несовершенств лиц, получивших апостольскую власть, поэтому
служение этих лиц спасительно для народа. В Евангелии от Иоанна пастырем
назван тот, кто входит дверьми в овчий двор, а вором и разбойником -
тот, кто хочет проникнуть туда другим путем. По толкованию экзегетов,
овчий двор - Церковь, ворота - законная хиротония, воры и разбойники -
еретики и раскольники, которые, разрушая ограду, то есть церковную
структуру, воруют и похищают души людей. Увести человека из Церкви - это
значит духовно убить его. С худшим из православных архиереев можно
спастись путем терпения и послушания, только не слепого, а разумного, то
есть послушания в русле Евангельских заповедей и церковных правил. А
перейти к лучшему из раскольничьих архиереев - значит оказаться в
благоустроенном морге, запертым вместе с трупами, хотя бы этот морг
внешне имел форму храма.
Вопрос. Почему же глава раскольников не назвал себя
патриархом, а только епископом, а затем архиепископом?
Ответ. Во-первых, как мы сказали, по тактическим
соображениям раскольники назвали себя греческой Церковью, а глава
греческой Церкви носил звание архиепископа, поэтому одно повлекло за
собой другое. Самозванный архиепископ и самозванный патриарх мало чем
отличаются друг от друга. Затем возникает вопрос: каким патриархом
назвал бы себя Авксентий? Если он считает свою общину единственно
вселенской Церковью, то титул этого патриарха должен бы быть "Патриарх
патриархов". Даже титул "вселенский Патриарх" означал бы поместную
Церковь, в данном случае Константинопольскую, что не отвечало бы
претензиям раскольников на единственную истинную Церковь. Для их
"самосвятства" просто не оказалось бы титула во всей истории
Православия. Но от имени не меняется сущность дела. Раскольники
вторгаются в поместные Церкви, хозяйничают в чужих епархиях,
рукополагают священнослужителей, совершают вторичное миропомазание и так
далее, то есть не считаются ни с какими церковными канонами. Даже
католическая Церковь запретила именовать своих епископов по названиям
ранее существующих православных епархий, поэтому действия раскольников
по своему самовластию превзошли даже цезаристские тенденции Римских пап.
Они похожи скорее на полномочия диктатора в военное время, который может
по своему усмотрению отменять любые законы, вплоть до конституции.
Звание архиепископа у главы раскольников столь же условно и
маскировочно; на самом деле он ведет себя как монопатриарх. Но
монопатриархи рождают не соборную Церковь, а новых архимонопатриархов,
для которых церковные каноны - это их собственная неограниченная воля.
Вопрос. Если епископ ушел из Церкви в раскол, но над ним еще
не произнесено отлучение, то насколько он сохраняет благодать,
полученную в Церкви, и может ли он вообще называться епископом?
Ответ. Церковь произносит официальное отлучение для того,
чтобы оповестить народ, что бывший епископ стал лжеучителем и ему нельзя
воздавать чести, принадлежащей архиерею. Согласно определению II
Вселенского Собора, "все, что он совершает, ничтожно". Святой Киприан
Карфагенский пишет: "Церковь во епископе, а епископ в Церкви", - Церковь
не может существовать без епископа, а епископ без Церкви. Покидая
Церковь, епископ, священник и мирянин теряют все, что получили в Церкви
- по словам святого Киприана Карфагенского, даже имя христианина.
Епископ, нарушивший архиерейскую присягу послушания Церкви, теряет
апостольскую благодать, его нельзя уже назвать епископом, как погасший
луч нельзя назвать светом. То же самое относится к священнику, который
одновременно нарушает две клятвы священнической присяги: послушание
законному архиерею и послушание Церкви.
Церковные правила запрещают брать благословение у еретиков и
раскольников; оно называется "суесловием". Апостольские правила
категорически запрещают молиться вместе с отлученными от Церкви не
только в их собраниях, но даже на дому. ("Помолившийся с отлученными,
сам отлучен да будет" - 10-е апостольское правило.)
Вопрос. Может ли грех архиерея, совершенный против Церкви,
быть оправданием для раскола?
Ответ. Раскол хуже всякого греха против Церкви, так как он
представляет собой отвержение самой Церкви. Господь сказал: Исследуйте
Писания (Ин. 5, 39). В Библии мы можем найти ответ на наши сомнения и
недоразумения. Первосвященник Аарон еще до его призвания во священство
тяжело согрешил: поддавшись угрозам, он сделал идола в виде золотого
тельца и учредил в честь его праздник. Этот грех был настолько тяжел,
что Господь хотел уничтожить весь израильский народ, и только молитва
пророка Моисея отвратила гнев Божий. Моисей просил Господа или
помиловать согрешивших людей, или вычеркнуть его самого из числа живых.
Здесь мы видим, что участие в грехе брата пророка не явилось для народа
оправданием. Церковное послушание - это послушание воле Божией, а лживое
послушание - это удовлетворение своих страстей ссылками на чужие
преступления. Но Аарон после своего грехопадения стал первосвященником,
"призванным от Бога" (Евр. 5, 4). Когда Корей, Дафан и Авирон восстали
против законной церковной власти и потребовали предоставить им честь и
право совершать жертвоприношение, то гнев Божий постиг их: разверзшаяся
земля, как ад, своей пастью поглотила их, а огонь, сшедший с небес,
испепелил их сторонников. Эта казнь была похожа на гибель Содома,
поэтому раскольники должны задуматься, образом чьего конца, Церкви или
раскола, является гибель преступного Пятиградия. Хотя грех священников
мог быть для восставших поводом к обвинению первосвященника, но мятеж в
Церкви, попытка силой захватить храмовую власть и не принадлежащий сан,
был осужден Богом и предан всенародной казни. Благословение, данное
Аарону и его потомкам, - быть священниками ветхозаветной Церкви - не
было отменено до времен новозаветной Церкви, хотя к этому роду
принадлежали богоубийцы: Анна и Каиафа.
Библейские книги говорят нам о многих преступлениях, которые были
совершены священниками и первосвященниками (1-я книга Маккавеев одного
священника называет безбожником, нечестивцем [3]),
но мы не найдем ни одного случая, чтобы церковное благочестие было бы
возобновлено и сохранено через раскол. Народ смотрел на грехи
священников как на наказание за свои грехи и видел спасение во всеобщем
покаянии, а не в расколах.
Вопрос. Можно ли найти подобные примеры в истории
новозаветной Церкви?
Ответ. Во время арианских, монофизитских и иконоборческих
смут были периоды, когда казалось, что весь Восток погружается в ересь.
К началу патриаршества святителя Григория Богослова в Константинополе из
полутора тысяч храмов только один принадлежал православным. Почему же
никто из православных архиереев не создал свою собственную Церковь с
новой, идущей от него иерархией? Святитель Афанасий Александрийский
большую часть своей жизни провел в ссылках и заключениях, однако он не
объявил себя и своих сторонников новой Церковью, а боролся за
Православие до самой смерти, если можно так выразиться, в Церкви,
объятой пламенем.
На Флорентийском соборе почти все греческие архиереи приняли
позорную унию. Почему же ревностный борец за Православие святитель Марк
Ефесский не объявил поместные Церкви, которые были представлены на
Флорентийском соборе еретиками, упраздненными, и не стал хозяйничать в
чужих епархиях?
Святые Отцы знали, что Церковь непобедима и непреоборима силами
ада, поэтому дыхание благодати развеет темные тучи ересей, и солнце
Православия вновь ярко засияет над миром.
1. Здесь на деле архимандрит Рафаил говорит о принципах
раскола как такового, но в частности касается и проблемы раскола
в Грузинской Православной Церкви. История его вкратце такова. В
мае 1998 г. настоятели ряда грузинских монастырей обратились в
Синод с ультимативным заявлением: они требовали выхода
Грузинской Православной Церкви из Всемирного Совета Церквей и
отказа от участия в иных экуменических организациях, обещая в
противном случае прекратить евхаристическое общение с грузинским
Патриархом Илией.
Синод удовлетворил их требования, приняв решение о выходе
из ВСЦ. Однако часть монашествующих решила пойти дальше,
потребовав также прекратить общение со всеми (!) поместными
Церквами по причине участия этих Церквей в экуменических
движениях. Поскольку это условие Синодом выполнено не было,
представители "крайнего" меньшинства действительно прекратили
поминовение за богослужением Патриарха Илии и обратились в
раскол. В настоящее время они составляют немногочисленную
группу, поддерживающую общение с греческими раскольниками. -
Изд. |
2. Авксентий - лидер одного из старостильных греческих
расколов. - Изд. |
3. См. 1 Мак. 7, 9: царь послал <…> нечестивого Алкима,
предоставив ему священство; этот Алким был священник от племени
Аарона (1 Мак. 7, 14); Алким же домогался первосвященства (1
Мак. 7, 21). - Изд. |
|
|
|